вторник, 24 сентября 2013 г.

Локус контроля


Слово произошло от лат. locus — «место» и controle — «проверка». Означает свойство личности, склонность приписывать свои успехи и неудачи внутренним или внешним факторам.

Что это значит? Представьте себе, что студент получил на экзамене низший балл. Он может обвинить в этом внешние факторы (преподаватель попался строгий, с билетом не повезло, родители мешали готовиться и т.п.) или внутренние (я не успел подготовиться, я не люблю этот предмет, я так и не смог найти ответ на вопрос и т.п.). То есть человек берет ответственность за результат в большей мере на себя или передает ее в своих убеждениях внешним обстоятельствам. Получается, что локус контроля демонстрирует уровень личной ответственности человека.

Существует специальный опросник Джулиана Роттера, позволяющий определить, какой локус контроля характерен для человека. В соответствии с представлениями Роттера, можно выделить два типа людей – интерналы и экстерналы. Интерналы считают: то, что с ними происходит, – это преимущественно результат их собственной деятельности и личных качеств. Экстерналы полагают, что их успехи и неудачи зависят, в первую очередь, от внешних обстоятельств (окружающей их среды, случая, судьбы, действий других людей и т.п.).

Кстати, у психологов есть своего рода первичная диагностика готовности к пришедшего на прием клиента к длительной работе. Если человек представляет свою проблему словами «моя жена меня не понимает», «сын ведет себя отвратительно», «судьба неблагосклонна ко мне», «мой начальник постоянно вставляет палки мне в колеса» (что является признаком экстернала), то психолог делает вывод о том, что на данном этапе клиент скорее всего не готов к длительной работе и прогрессивному личностному росту, поскольку связывает возникновение проблемы с внешними факторами. Если же клиент говорит: «я не могу никак справиться со своими страхами», «я хочу научиться вести себя иначе», «я понимаю, что оказываю негативное влияние на ребенка» (признаки интернала) – то это очень хороший сигнал для психолога, позволяющий ему понять, что клиент скорее всего будет активно работать над собой и готов меняться для решения проблемы. А это уже половина успеха в разрешении любой психологической проблемы.

Хотите стать интерналом? Это возможно. Для выработки внутреннего локуса контроля прежде всего необходимо вывести себя из позиции Жертвы, которую так любят экстерналы. А почему вообще некоторые люди выбирают для себя эту позицию? Она позволяет сделать одну очень удобную вещь: передать ответственность за свою жизнь кому-то или чему-то другому. Человек благодаря этому находит оправдание любым своим неудачам (как перед другими людьми, так и перед самим собой), однако позиция Жертвы представляет собой опасную ловушку. Обвиняя в своих неудачах внешние обстоятельства и других людей, я неизбежно перестаю быть хозяином своей жизни – я признаю, что не могу ею управлять, ведь результат зависит не от меня, а от «судьбы», начальника или кого-то/чего-то еще.

Позиция Жертвы противоположна позиция Автора. Есть три особенности поведения Автора, которые может воссоздать у себя человек, желающий стать Автором:

1) в трудной ситуации Автор вместо того, чтобы жалеть себя, расстраиваться или злиться, ищет возможность переосмыслить происходящее, извлечь опыт и использовать его, чтобы повлиять на ситуацию (в настоящем или будущем);
2) автор чаще использует в своей речи активный, а не пассивный залог. Сравните выражения: «я испугался – я напуган», «я обиделся – меня обидели», «я делаю – я вынужден делать» и т.п.;
3) автор не обманывает себя в том, что действительно можно изменить, а чего – нельзя.

Автор меняет окружающую его действительность, Жертва – приспосабливается и принимает обстоятельства, даже если они неприятны или опасны. А кем хотите быть вы? Решать только вам!
Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи