воскресенье, 20 октября 2013 г.

Плохо или хорошо



Здравствуйте! Я не раз уже говорил о том, что у человека оценочное восприятие мира. Т.е. всё, что мы видим, слышим, чувствуем, мы делим, на плохо и хорошо, добро и зло, правда и ложь, свобода и несвобода. Это существенно ограничивает нас. Потому, что давая оценку, мы себя или ситуацию ставим в рамки этой оценки, не учитывая другие внешние факторы.

Плохо или хорошо?
Я пишу об этом, потому что сейчас вплотную занялся избавлением от оценочного восприятия, но оно заложено глубоко. Кроме того, сама суть получается такова, что пытаясь от него, избавится, я ещё больше буду укреплять его в себе, потому, как, если я хочу от чего-то избавится, значит, я даю ему отрицательную оценку, т.е. «плохо»! И сколько бы я не концентрировал свои усилия, на том, чтобы сформировать в себе новое восприятие, т.е. «хорошо», во мне будет оставаться противоположное «плохо», в виде оценочного восприятия и дробление всего мира разного рода оценками. Вот так!

«Полярности — это «противоположные» понятия, концепции, наименования, отождествления и ярлыки, которыми оперирует наш ум. Полярности служат основой оценочного восприятия и разделения мира на части. Вместо того чтобы воспринимать мир единым, каким он и является, человек делит его на части при помощи полярностей. Например, «добро — зло», «красота — уродство», «опасность — безопасность», «свобода — несвобода» и другие. 
Воспринимаемые внешние раздражители автоматически сортируются в подсознании в зависимости от их кажущейся принадлежности к какой-то полярности, и полученный результат вызывает автоматическую реакцию на этот самый раздражитель (естественно, механизм оценки внешнего раздражителя опирается не только на полярности, он гораздо сложнее, но полярности играют там немалую роль). Какая уж тут может быть свобода реагирования — если весь входящий поток автоматически разделяется на основании сотен и тысяч полярностей, существующих у нас в уме…»

Дмитрий Лёушкин, «Турбо-суслик»
Противоположные оценки в любом случае тесно взаимосвязаны, это разные стороны одного и того же. «Палка с двумя концами», поднимая один конец, мы поднимаем второй. И если вдруг мне захочется поменять себя и свою жизнь, и я начну позитивно смотреть на вещи, на мир, на себя, я уйду от реальности, сконцентрировав своё внимание на позитиве, но тем самым буду укреплять в себе негатив, который рано или поздно даст о себе знать! Выход? Выход есть.

Состоит он, на мой взгляд, в объективном или многомерном восприятии всего, что есть. Т.е. я не пытаюсь отвергнуть никакую оценку или мысль, я даю ей право на существование, но при этом не считаю, её единственно верной и открыт для других оценок. Потом в результате сопоставления можно будет сделать объективный вывод о произошедшем или о себе, принять решении и действовать согласно ему.

Проще говоря, оценочное восприятие не оценивать, как «плохо», а взглянуть шире и начать использовать его. Например, после того, как чему-либо дана оценка, «хорошо» или «плохо», размышления можно продолжить и построить многомерное восприятие ситуации. Т.е. оценить её сначала «хорошо», затем «плохо». Найти этим точкам зрения обоснования, и попробовать рассмотреть ситуацию или себя, смотря чему, даётся оценка, с другой позиции. Например, а как бы это оценила моя мама, или что бы подумал об этом президент РФ. Или существенно ли то, что произошло для всего человечества, а для вселенной. Таким образом, можно сформировать многомерное восприятие ситуации, что в свою очередь расширит взгляд на неё.

Но в голове у меня сразу возникло возражение: «Это очень долго! Сколько же мыслей в голове придётся перебрать, прежде чем принять какое-либо решение! Да так всю жизнь можно одну проблему рассматривать, рассматривать и, в конце концов, не рассмотреть!» Просто не всё сразу. Это вначале придётся с мыслями и собой повозится, а потом уже всё автоматически будет происходить. Всё зависит насколько вы или я захотим свой ум натренировать.

Если же вспомнить о том, насколько глубоко заложено оценочное восприятие, на ум приходит такая цепочка: мы видим и слышим мир – затем этим звукам и образам даём оценку – в итоге реагируем на них, в зависимости от данной оценки. Если ситуация оценена верна, то и реакция на неё будет адекватной.

Получается, что мы пришли к основе основ, и оценочное восприятие заложено в нас чуть ли ни самой матушкой природой! Или всё же это один из механизмов нашего мозга, который можно преобразовать? Вопрос конечно интересный, и не хочется ни ту, ни другую точку зрения считать истиной или совсем опровергать. Кроме того я не упомянул здесь эмоции, они ведь тоже играют важную роль в нашем восприятии. Но обо всем, об этом уже в следующей статье!
Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи