суббота, 16 ноября 2013 г.

Психологические термины, которые встречаются в книгах и статьях



1. Агрессия (агрессивность) — стремление причинить вред окружающим.
2. Вербальная агрессия — склонность ру­гаться, грубить, делать замечания и т.п.
3. Защитная агрессия — агрессия, выз­ванная ощущением угрозы со стороны окружающих.
4. Невротическая агрессия — агрессия, вызванная общим неблагоприятным самоощущением.
5. Адаптация — приспособление к новым ус­ловиям.
6. Социальная адаптация — приспособ­ление к жизни в обществе.
7. Адекватность поведения — соответствие поведения ситуации и общепринятым стандартам.
8. Адекватность представлений — соответ­ствие представлений жизненной реально­сти и общепринятым стандартам.
9. Акцентуация— ярко выраженное своеоб­разие характера, не доходящее до степе­ни патологии.
10. Амбивалентность — двойственность, со­существование у человека противореча­щих друг другу тенденций (переживаний, стремлений, представлений и т.п.).

11. Анамнез — сведения о предшествующем ходе развития ребенка.
12. Антисоциальность — отрицательное отно­шение к социальным нормам, стремление противодействовать им.
13. Асоциальность — безразличие к соци­альным нормам или их непонимание.
14. Астения, астеническое состояние — нервное истощение, ослабленность, повышенная утомляемость. Астеничность — склонность к возник­новению астении.
15. Аутизм — тяжелое психическое отклоне­ние, характеризующееся грубыми нарушениями общения. Аутизация — ослабление контактов с ок­ружающими.
16. Вандализм— разрушение или повреждение материальных ценностей.
17. Вытеснение — один из механизмов психо­логической защиты: исключение из сознания травмирующих переживаний.
18. Вязкость — см. Ригидность.
19. Гиперактивность (двигательная расторможенность) — пограничное нервно-психическое расстройство, проявляюще­еся в импульсивности, неусидчивости, отвлекаемости.
20. Гиперкомпенсация — компенсаторные ме­ханизмы, внешне противоположные личностным особенностям, для компенсации которых они предназначены.

21. Гиперконтроль — см. Тревожный гипер­контроль.
22. Гиперопека — система отношений в семье, при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют, не предоставляют ему достаточной свободы.
23. Гиперсоциальность — стремление макси­мально соответствовать социальным нор­мам и требованиям.
24. Гипертимный тип — психотип, характе­ризующийся повышенной активностью, общительностью, низкой чувствительно­стью, слабым самоконтролем.
25. Гипертимная акцентуация — особо ярко выраженный гипертимный тип.
26. Гипомания, гипоманиакальное состоя­ние — патологическое возбуждение, сверхвысокая активность, эйфория (при­поднятое, возбужденное состояние).
27. Двигательная расторможенность — см. Гиперактивность.
28. Девиантное (отклоняющееся) поведение — поведение, не соответствующее социальным нормам.
29. Демонстративность — повышенная по­требность во внимании к себе, стремле­ние всегда быть в центре внимания. Демонстративный тип — психотип, характеризующийся высоким уровнем демонстративности и эмоциональ­ной лабильности.
30. Депрессия, депрессивное состояние — патологическое снижение настроения и падение активности.

31. Депрессивная тенденция — склонность к возникновению депрессии.
32. Дефект — необратимое нарушение или выпадение какой-либо функции.
33. Интеллектуальный дефект — необра­тимое нарушение мышления (ум­ственная отсталость).
34. Диагностика (психологическая) — выяв­ление психологических особенностей человека.
35. Дисфория — мрачная раздражительность.
36. Доминантность — тенденция занимать руководящее положение в системе отношений с другими людьми.
37. Жизненная сфера — определенная сторо­на жизни, относительно независимая от других сторон (семейная, школь­ная, сфера межличностного общения, интимная).
38. Задержка психического развития (ЗПР) — см. Нарушение обучаемости.
39. Защитное фантазирование — см. Ком­пенсаторное фантазирование.
40. Импульсивность — склонность к соверше­нию необдуманных случайных действий.

41. Интровертность — замкнутость, высокая избирательность в общении.
42. Интровертный тип — психотип, ха­рактеризующийся оригинальностью, низкой конформностью, склоннос­тью к умозрительным построениям. Инфантилизм — незрелость, «детскость».
43. Психофизический инфантилизм — от­ставание от фактического возраста как по психологическим, так и по физио­логическим признакам. Ипохондрия — повышенное беспокойство о своем здоровье.
44. Истерия — психическое заболевание, час­то приводящее к появлению соматичес­ких (телесных) болезненных симптомов без каких-либо физиологических причин.
45. Истероидная акцентуация — сочетание высокого уровня демонстративности со склонностью к вытеснению травмирующих переживаний.
46. Истероидный фасад — истероидное по­ведение у личности с другой домини­рующей акцентуацией.
47. Когнитивные (познавательные) процес­сы — психические процессы, направлен­ные на познание окружающего мира (вос­приятие, мышление, память, внимание).
48. Компенсаторное (защитное) фантази­рование — один из механизмов психологической защиты: погружение в фан­тазии и мечты, смягчающие отрицательные переживания.
49. Компенсация — выработка механизмов, помогающих преодолеть неблагоприят­ные психологические особенности.
50. Конформность — стремление быть «таким, как все».

51. Личностные особенности — устойчивые психологические образования, мало меняющиеся со временем.
52. Нарушение обучаемости (задержка пси­хического развития, ЗПР) — локальные отклонения в развитии тех или иных пси­хических функций при сохранности ос­новных интеллектуальных операций.
53. Невроз, невротическое состояние — погра­ничное психическое расстройство; характеризуется снижением продуктивности де­ятельности, эмоциональными нарушения­ми; при неврозе часты тики, навязчивые движения, энурез, страхи, нарушения сна.
54. Негативизм — противодействие требова­ниям.
55. Негативное самопредъявление — привле­чение к себе внимания посредством нарушения норм и требований.
56. Олигофрения — см. Умственная отста­лость.
57. Организация действий— навыки построе­ния своей работы: ее планирование, проверка и др.
58. Органическое поражение мозга — след­ствие нарушений развития плода во внутриутробном периоде, родовых травм, ас­фиксии, сотрясений мозга и др.
59. Паранойяльность — подозрительное, на­стороженное отношение к окружающим.
60. Пассивность — признак утомления или не­благоприятного психологического состояния.

61. Патологическое состояние — серьезное психическое расстройство, требующее медицинского вмешательства.
62. Педагогическая запущенность — след­ствие отсутствия необходимого обучения и воспитания.
63. Относительная педагогическая запу­щенность — отсутствие коррекционного обучения, необходимого ребен­ку с отклонениями в развитии.
64. Перфекционизм — стремление выполнять любую работу на высшем уровне; приводит к застреванию на несущественных мелочах, отказу от работы при сомнени­ях в своей способности выполнить ее до­статочно успешно.
65. Пограничные состояния — отклонения, нарушающие нормальную жизнь и деятельность человека, но не приводящие к его инвалидизации.
66. Познавательные процессы — см. Когни­тивные процессы.
67. Проекция — один из механизмов психоло­гической защиты: приписывание своих переживаний и стремлений другим людям.
68. Психастеническая акцентуация (тре­вожно-мнительный характер) — силь­но повышенная тревожность, недоста­ток уверенности в себе, выраженная астеничность.
69. Психоз, психотическое состояние — пси­хическое расстройство, для которого типичны неадекватность поведения, нарушения ориентации в пространстве и вре­мени, продуктивная симптоматика (бред, галлюцинации и т.п.).
70. Психологическая защита — механизмы, помогающие сохранить благоприятное психологическое состояние, несмот­ря на наличие психотравмирующих факторов.

71. Психологическое состояние — особенно­сти человека, существенно меняющиеся со временем.
72. Психомоторный тонус — напряжение мышц, связанное с психологическим состоянием и непосредственно не опреде­ляемое выполняемым движением.
73. Психопатия — патологический характер, резко затрудняющий социальную адаптацию.
74. Психопатоподобное поведение — вы­сокая импульсивность, нарушение со­циальных норм.
75. Психосоматические заболевания — теле­сные болезни, вызванные психологичес­кими причинами.
76. Психотип — общий склад личности, опре­деляющий ее деятельность, взаимоотно­шения с людьми и с миром. Рационализация — один из механизмов психологической защиты: подмена своих неблаговидных побуждений более приемлемыми.
77. Резонерство — склонность к рассуждени­ям, не относящимся к выполняемой деятельности.
78. Ригидность (вязкость) — склонность по­долгу застревать на каких-либо переживаниях.
79. Ригидный тип — психотип, характери­зующийся высоким уровнем активнос­ти, стремлением все делать «так, как надо» и заставлять других действовать так же.
80. Самоконтроль — способность к сознатель­ному управлению своим поведением.

81. Сензитивность — высокая чувствитель­ность к физическим стимулам и к соци­альным факторам.
82. Сензитивный тип — психотип, харак­теризующийся высокой чувствительно­стью, астеничностью и тревожнос­тью.
83. Соматические заболевания — телесные (не нервные и не психические) заболевания.
84. Социализированность — владение соци­альными нормами.
85. Социальная дезориентация— низкая чув­ствительность к социальным нормам, нарушение их иерархизации.
86. Стресс — реакция на необходимость при­спосабливаться к неблагоприятной или резко изменяющейся ситуации. Устойчивость к стрессу — способ­ность выдерживать психологические нагрузки, не испытывая состояния стресса.
87. Субдепрессия — снижение настроения, не доходящее до уровня депрессии.
88. Тик — непроизвольное подергивание мышц.
89. Тревога — беспокойство, волнение, ощу­щение угрозы, ожидание неопределён­ной опасности.
90. Тревожность — склонность к возникнове­нию состояния тревоги, неуверенность в себе, опасения, страхи.

91. Тревожный гиперконтроль — стремле­ние все время контролировать себя, мешающее выполнению автоматизи­рованных действий.
92. Тревожно-мнительный характер — см. Психастеническая акцентуация.
93. Умственная отсталость (олигофрения) — общее интеллектуальное снижение, делающее невозможной полноценную социальную адаптацию.
94. Уровень притязаний — степень успешнос­ти, на которую человек претендует; край­не неблагоприятно сочетание завышенно­го уровня притязаний со сниженной само­оценкой.
95. Фобия — навязчивый страх, боязнь ситу­аций, не представляющих непосредственной угрозы: закрытых помещений, открытых пространств, высоты, глубины и др.
96. Фрустрация — неудовлетворенность по­требности.
97. Шизоидная акцентуация — интровертность, трудности в общении, преоблада­ние интеллектуальной сферы над эмоци­ональной.
98. Экстравертность — общительность, склонность к широким контактам.
99. Эмоциональная лабильность — склон­ность к легкой смене настроений, неустойчивость переживаний.
Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи